Из книги "Утерянные земли России.
Отколовшиеся республики."
Автор А.Б.Широкорад.
Москва
"Вече" 2007 г.
Немного о Нефти.
Первая нефтяная скважина на Апшероне была пробурена в 1844 году горным инженером Ф.Семеновым в поселке Биби-Эйбат.
В 1871 году на Апшеронском полуострове пробурили нефтяную скважину глубиной 64м. С этого момента началось усиленное бурение. которое привело к падению цен на
нефть.Так, если в начале 1873 года цена за пуд составляла 45 копеек, то после открытия 13 июня 1873 года в Балаханах знаменитого вермишевского фонтана, залившего за
короткое время окрестности и образовавшего несколько нефтяных озер, она снизилась до 2 копеек. Скважина нефтепромышленника И.А.Вермишева в течение 13 дней извергала
нефтяной фонтан высотой 611м
и выбрсила в течении трех месяцев более 90 млн.пудов нефти.
В 1901 г. бакинский нефтяной район давал 95% общеимперской добычи нейти.В этот год добыча нефти в России распределялась следующим образом: 667.1млн. пудов из
Бакинской губернии и около 34,7 млн пудов из Терской области. Число рабочих, занятых на нефтяных промыслах Российской империи, величилось с 7 тысяч человек в 1894 году
до 27 тысяч в 1904 году. Из которых 24,5 тысячи трудились в бакинском нефтяном районе. В 1904 году в России было 150 нефтеперероватывающих завода из них 72 находились
в Баку.
Но добыть нефть мало, надо ее доставить в Россию. Нефть начали перевозить по Волге еще в 70-х годах 19 вера в очень ограниченном количестве. Перевозка ее
была неудобной и дорогой, так как нефть транспортировалась в эмалированых бочках по 20-25 пудов. Цена на перевозку нефти (с укупоркой и перегрузкой) от Астрахани до
Нижнео Новгорода доходила до 30 копеек с пуда, не считая доставки до Астрахани и стоимости самих бочек (12-14 рублей за штуку). К началу 80-х годов 19 века вместе с
начавшимся увеличением добычи нефти был найден
и более удобный и дешевый способ ее перевозки.
В 1873 году братья Николай и Дмитрий Ивановичи Артемьевы, занимавшиеся перевозкой нефти из Баку в Астрахань обычным в то время способом - в бочках на парусных
шхунах, впервые устроили, в виде опыта, в трюме лодки "Александр" особые ящики для налива нейти. Стенки ящиков и борта лодки имели воздушный промежуток, предохранявший
лодки от затопления в случае повреждения обшивки. Выгрузка нефти из ящиков производилась ручным насосом. Опыт оказался удачным. В том же году Артемьевы построили баржу
с такими же приспособлениями для перевозки нефти с астраханского взморья до Царицына, а в следующем , 1874 году подобная баржа была отправлена ими с нефтью уже до
Нижнего.
Вскоре на новшество Артемьевых обратила внимание крупнейшая нефтепромышленная фирма "Братья Нобель". В 1876 г, году Л.Э.Нобель, приехавший из Петербурга по
приглашению брата на нефтеперегонный завод в Баку, заинтересовался новой технологией перевозки нефти братьев Артемьевых.Разьвив их идею, он вскоре разработал проект
морского наливного парохода для перевозки керосина и предложил каспийским судопромышленникам построить его, гарантируя эксплуотацию парохода высоким фрахтом. Но из за
нерешительности судовладельцев это предложение не было принято. Тогда Нобель заказал в Швеции на заводе "Мотала" первую в мире наливную шхуну "Зороастр", которая в
1887 году и прибыла по Мариинской системе и Волге на Каспий.
Для транспортировки керосина по Волге Л.Э.Нобель приспособил сначала деревянные баржи с поставленными в их трюмах круглыми железными цистернами емкостью в 32
тысячи пудов.В 1881 году им были потроены два специальных наливных парохода - "Калмык" и "Татарин", грузоподъемностью от 40 до 50 тысяч пудов, с наливом керосина уже
прямо в трюмы судов, разделенные железными переборками на ряд отсеков. Мазут также стали перевозить наливом - по Каспийскому морю в шхунах, а по Волге - в деревянных
баржах.
С появление флота наливных судов цена керосина в России упала с 2-х рублей за фунт в 1877 году, до 25 копеек в 1885 году.
К 1917 году на Каспии плавало уже несколько десятков танкеров, которые тогда назывались наливными шхунами. В районе Астрахани нефть с наливных шхун
перегружали на речные суда и баржи, которые доставляли ее до Рыбинска, а по Мариинской системе каналов - и до Перетбурга.
Альфред Нобель и братья Ротшилды построили нефтепровод Баку-Батум. Нефть из Баку пошла в Европу, где успешно конкурировала с американской нефтью.