Главная страница | Баку сегодня (фотографии) | Баку 70-х годов(фотографии) | Двери Старого Баку(фотографии) | История названия Баку | История развития города Баку |
|
В данной статье используются материалы книги
Ш.С.ФАТУЛЛАЕВа
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА
Баку 1986г.
Появление заводов было только предвестником будущего оживления промышленной жизни Баку.Истинное его развитие началось после издания 17 февраля 1872 года закона об отмене откупной системы в нефтяной промышленности . Для Баку это было событием огромного значения, подлинным прогрессивным явлением в развитии нефтяной промышленности нетолько Азербайджана, но и всей России. Это собыние решающим образом сказалось и на градостроительстве Баку.
Многочисленные нефтеперегонные заводы в начале 1870-х годов бессистемно занимали большие участки городских земель. Интенсивных рост нефтяной промышленности способствовал освоению территории главным образом в восточном направлении, вдось трасс трех параллельных дорог (позже Балаханской, Сураханской и Телефонной улиц). Такое соседство с форштадтом не способствовало ни его росту , ни благоприятным условиям жизни: заводские посторойки уже заняли значительные участи и представляли собой хотя и организованную, но в целом неудобную для населения территорию с капитальной застройкой, с заводскими трубами, постоянно испускавшими копоть и дым.
Недовольство населения и пробуждение его общественной жизни заставило губернские власти серьезно отнестись к проблеме развития рядом с селитьбой заводского района, который мог стать большим препятствием для нормального роста города. Губернская администрация приняла решение о перенесении фотогенных (нефтяных) заводов на выгонную городскую землю и обратилась к кавказскому наместнику с ходатайством поддержать этот решительный шаг. Поднятый перед кавказским наместником вопрос был настолько важен, что вскоре, несмотря на то, что в районе трех трасс уже нахдилось большое число фотогенных заводов, "пследовала воля бывшего наместника кавазского о сносе 147 фотогенных заводов, по нахождении их вблизи городских кварталов". Этим актом фактически ликвидировался большой заводской район внутри города, в который нефтепромышленники вложили крупные капиталы.
Ущемление прав собственников в пользу городских и общественных интересов в таком мастштабе - исключительный факт в истории капиталистического Баку. Для размещения заводского района в восточных границах городского выгона в 1876 году был составлен проект планировки. Здесь и были построены фотогенные заводы вместо ликвидированных в черте города. Строить фотогенные заводы внве пределов Черного города "в выдах уллучшения санитарных условий в городе" строго запрещалось. Таким образом, частично на пастбищах селения Кишлы и на городском выгоне, где располагались огороды и садовые участки местных жителей, возник Черный город, получивший свое название от почерневших заводских построек.
Так было положено основание промышленной зоне, значительно оторванной (свыше 2 км) от жилых кварталов форштадта. Впервые в истории градостроительной практики (и не только России) для промышленного района был разработан проект планировки, основанный на принципе регулярности застройки. По этолму проекту Черный город получил прямоугольную сетку кварталов. Широкие и прямые магистрали объединяли крупные кварталы промышленного района. Одна из этих магистралей завершалась гордоской площадью, непосредственно связанной с многочисленными пристанями.
По сравнению с планиковкой форштадта с его мелкими кварталами и сетью узких улиц в Черном горде ясно определился характерных для новой эпохи крупный планировочный масштаб и понимание важности удаления промышленной зоны от селитьбы.
После того как территория Черного города в пределах проектных границ была почти застроена, владельцы заводов, стали искать новые, удобные для эксплуатации земли. Поскольку характер заводов менялся, то даже крупные кварталы Черного города не удовлетворяли новым требованиям промышленного производства. Капиталистам нужны были не отдельные кватралы как земельные единицы, а обширные пространства, по которым могла проходить железная дорога.
В Белом городе, естественном продолжении Черного города, отразились тенденции планировки промышленно-заводского района Баку. Прямоугольная сетка плана Черного города на рубеже 19-20 веков уступает место менее регулярной в связи с тем, что промышленные территории, развивавшиеся в направлении Белого города, укрупнялись. Теперь все подчинялось интересам промышленников и техническим требованиям заводского строительства; единая и организованная планировка, заложенная при освоении территории Белого города, не учитывалась.
Лишь территория отдельных заводов с прилегающими к ним участками решалась более или менее организованно, и их благоустройству уделялось некоторое внимание. начале 20 вела в Баку уже существовал большой промышленный район. Промышленники и земледвладельцы были оперативнее и предприимчивее городской администрации и потому быстро оценили преимущества новой системы планировки заводского района перед маленькими кварталами и узкими улицами форштадта.
Как это ни парадоксально, но после ликвидации целого заводского района (147 заводов), размещенного в зоне жилых кварталов, город не смог получить утвержденного перспективного генплана, хотя с мометна превращения Баку в губернский центр (1859 г.) прошел достаточный срок (20 лет), и только в 1878 году приступили к составлению общего генплана города.