|
Азербайджан является
одним из древнейших очагов
цивилизации человечества
(Тур Хейердал)
В данной статье используются материалы книги
Ш.С.ФАТУЛЛАЕВа
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА
Баку 1986г.
15 мая 1859 года катастрофическое землетрясение превратило Шемаху в груду развалин.В связи с этим наместник Кавказа князь А.И. Барятинский 7 июня 1859 года писал шемахинскому военному губернатору : "Я остановился на мысли о пользе перенесения всех губернских учреждений в Баку. Положение этого города на берегу моря, устройство здесь порта, будущая железная дорога, в которой Баку будет первой исодной точкой, без сомнения, в непродолжительном времени обратит его в значительный портовый город, и страняя описание , связанные с возобновлением города на прежнем месте доставит жителям условия благосостояния."
Новые кварталы по протяженности превышали существующие, но по ширине повторяли старые размеры, механически продолжая направление и профиль улиц. "Новая часть города охватывает земли, лежавшие между Крановодской (С.Вургуна) и Каспийской (Лейтенанта Шмидта) улицами с востока и между Нижне-Приютской (Камо) и Канни-тапинской (Свердлова) с севера". Кварталы новой восточной части не развивались к береговой линии. Этому была естественная причина - заболоченность восточной прибрежной полосы, что не способствовало ее селитебному освоению.
Для размещения здесь жилой застройки не было соответствующих предпосылок: она была удалена от централной части города, требовала дорогостоящего благоустройства и пр. Эта территория тяготела к промышленной зоне. И когда в самом конце 19 века произошло быстрое развитие нефтяной промышленности, появились предпосылки для ее освоения главным образом как складской территории, с множеством пристаней и бараков.
"Лоскутный план 1864 года не решал основных градостроительных проблем; он лишь заклреплял существующую планировку и тем самым предопределял характер будущего развития городской застройки по первоначально принятой регулярной системе. "Этот первый, неудачный по своей практической значимости, план форштадта", по мнению Б.Бутника-Сиверского, еще не решал основных градостроительных задач большого масштаба, однако согласиться с этой оприцательной оченкой плана полностью нельзя по следующим соображениям.
Существовавшая застройка и планировочная сетка улиц в значительной степени сковывали творческую инициативу составителей плана, но все же была разработана планировка эспланады с включением некоторых композиционных элементов, пусть еще в форме приближенных наметок, впоследствии вошедших в организм города в качестве архитектурно-пространственных узлов. Это - Колюбакинская (К.Маркса) площадь, или "Парапет", расположенная напротив Шемахинских ворот, и пустырь на месте будущего Молоканского ( 9-го Января) сада. Кроме того, были урегулированы кварталы вокруг крепости, расположение которых согласовывалось с контуром крепостных стен; улицы привязывались к бастионам, как к опорным элементам, связывавшим древние и новые части города. Форштадт в качестве предместья больше не фигурировал; теперь эти части города по плану составляли единое целое. Таким образом, генплан 1864 года впервые фиксировал факт зарождения центрального района и его градостроительных элементов. На протяжении десятилетий основные положения плана развивались без существенных изменений.
Планировочная разработка района эспланады как бы завершила структуру форштадта. Благодаря предусмотренной у крепости полукольцевой магистрали улицы форштадта, оставшиеся незаконченными, получили завершенность и непосредственный выход на эту магистраль. Через нее осуществлялась связь эспланады с территорией крепости и с набережной, роль которой в общегородской планировке постепенно усиливалась. Вот почему нельзя оценивать генплан 1864 года как непрактичный и нецеленаправленный.
Этот период застройки Баку совпал с творческой деятельностью одного из крупнейших азербайджанских зодчих - Касымбека Гадддибабабекова (1811 - 1874 гг.) , сыгравшего в период активного становления форштадта большую роль в формировании центра города. В то время на форштадте заметны улучшения планировки: кварталы получили четкие контуры, а застройка - ясную архитектурную трактовку. Лишь прибрежная полоса еще не была в обрите внимания городских властей.
В 1862 году составлен проект устройства складских сооружений на всем протяжении набережной. Однако быстрое разситие города стимулировало развитие благоустройства набережной и ее общественное использоание. "Набережная эта... заменила старую бесполезную городскую стену, котоая отделяла город от берега морского и независимо своей бесполезностью припятствовала свободному движению воздуха".
Архитектор Касым-бек произвел значительные инженерные и планировочные работы, в том числе строительство набережной которая, по словам современника, входила в число сооружений, служивших украшению города. В 1867 году на набережную был проведен водопровод, устроен фонтан и возведены прочие сооружения.
Касым-бек осуществил строительство центральной площади форштадта, так называемого Парапета, - одного из организующих звеньев городской планировки. Крупной посторойкой являлся большой караван-сарай (ныне кинотеатр "Араз"), запроектированный им в 1868 году. Проект караван-сарая был графически выполнен Мешади Мирзой Кафар Измайловым, впоследствии ставшим крупным зодчим. В течении 30 лет Измайлов занимался проектированием и строительством жилых и гражданских сооружений, в основном в Баку, и оставил большое содержательное архитектурное наследство.
Генплан 1864 года долгое время сохранялся без существенных изменений, хотя шаги к составлению нового проекта Баку предпринимались и в 1868, и в 1869 годах. Однако они имели локалный характер и не решали общих задач развития города. ЕГо застройка за пределами утвержденных в 1864 году границ теряла четкость. Это особенно ясно было выражено в западной части форштадта, где сложились кварталы различных форм, а улицы получили случайное направление.
Пригородные сады городских ж ителей начинались с восточной окраины, применро на границе Красноводской улицы, и тянулись широкой полосой между Балаханской дорогой (на севере) и вдоль земель (на юге), затопляемых водой, до территории, где через несколько лет расположилась промышленная зона города, так называемый Черный город. Если в те годы площадь крепости с форштадтом составляла 109,25 га, то садовые насаждения в пределах до района Черного города ( не считая других участков, разбросанных в различных частях городского выгона) занимали 46 га.
В 1862 году городская выгонная территория бостанных (огородных) и садовых земель занимала 166, 5 га, что превышало общую площадь крепости и форштадта, однако эта цифра по мере роста городской территории с каждым годом сокращалась, и сады исчезали. На месте садовых участков строились караван-сараи, лавки, жилые дома и "нафтильные заводы", как тогда называли кустарные нефтяные предприятия. Эти предприятия начали возникать с 60-х годов 19 сторетия. Они размещались и строились хаотично на участках жилых кварталов.
Промышленные предприятия располагались вдоль Балаханской дороги, потому что сырьевая база находилась в селении Балаханы, Удобное размещение предприятий по отношению к дорожным трассам создавало много преимуществ для города, но вскоре вызвало отрицательные последствия в связи с выделением копоти, дыма и грязи.