Главная страница Баку сегодня (фотографии) Баку 70-х годов(фотографии) Двери Старого Баку(фотографии) Лагич. 2011г. (фотографии) История названия Баку История развития города Баку

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТО БАКУ

В данной статье используются материалы книги
Ш.С.ФАТУЛЛАЕВа
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА
Баку 1986г.

Архитектура Баку.
Архитектура Баку.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА И ЕГО МАГИСТРАЛЕЙ.

Заложенный в 1809 году на месте рабада форштадт Баку с большой эспланадой являлся предместьем крепости и в системе прямоуголных кварталов развивался самостоятельно. Торговый и административные центры Баку находились в крепости почти на протяжении всего 19 века, поэтому гордская и краевая кавказская администрация мало заботилась о развитии форштадта как целостного аритектурно-планировочного организма с композиционным центром.

Нерешенность архитектурно-планировочной композиции центра осложнялась тем, что развитие городских кварталов у крепости с северо-западной стороны встретило существенный барьер в виде мусульманского кладбища (около 5 га), остроенные жилимы и торговыми зданиями. Захоронения на этом кладбище прекратились с 1859 года, но вопросы его урегулирования еще долго дебатировались в Городской думе. Казалось бы, такое положение требовало срочного урегулирования этой местности мутем ее застройки или же превращения ее в общественный сад. Однако это попрос оставался открытым до 1888 года, пока на территории бывшего кладбища не началось строительство Александро-Невского собора.

Единственная торговая центральная магистраль города (ул. Базарная), являвшаяся композиционной и планировочной осью, разветвлялась в западном и восточном направлениях у крепостной стены и выходила к берегу моря, где в 1860 г-х годах по проекту Касым-бека Гаджибабабекова была создана набережная протяженностью около 600 метров. Значение набережной в торговой жизни было велико благодаря удобным пристаням (Каменной, Таможенной, компании "Кавказ и Меркурий"), которые во все большем числе стали появляться здесь в пределах городской черты.

Хотя набережная с определенным рисунком плана вошла в композицию города как один из основных элементов планировки, но удобного сообщения с кварталами форштадта все еще не было. Вдоль крепостной стены шла грунтовая дорога. Проект превращения ее в магистраль был разработан в 1878 году городским архитектором О.Порфировым. В процессе развития и формирования прочти всех европейских городов определялась основная магистраль, которая органически входила в планировку города, прочно срастаясь с многочи сленной разветвленной сетью улиц. Она сохраняла свое значение даже при последующем расширении территории. Такова сущность становления городов в процессе их формирования и определения центра. Этот процесс можно наблюдать на примерах Ленинграда, Москвы, Киева, Парижа и ряда других европейских городов.

Несмотра на то, что Баку молодой город, не считая района в пределах крепостных стен, его центр быстро сформировался вокруг основной парадной магистрали. Она получила застройку, имеющую ансамблевое единство. Эта магистраль образовалась вокруг бакинской крепости с отступом от стен на 50-80 м и в результате тяготения новой застройки к историческому району Ичэри-шэхер, где началось строительство сооружений общественно-административного назначения.

Проектные наметки кольцевой магистрали еще не определяли ее архитектурного формирования.

Проектные наметки кольцевой магистрали еще не определяли ее архитектурного формирования. В связи с уверичением численности городского населения и расширением форштадта, а также отсутствием ясно выраженного общественного центра, в начале 1880 года выдвигается новое проектное предложение по формированию подобного центра. ТАк как цетнральная часть форштадта уже была застроена и подходящей свободно территории для этих целей не имелось, то общественный центр намечалось устроить в восточной части города, Между утвержденными, но не застроенными ее кварталами. Предполагалось занять кварталы с востока и запада в границах между современными улицами Кирова и Шмидта, на севере - улицей 28- го Апреля и на юге - набережной обще площадью около 18 га.

В соответствии с проектом 1880 года композиция общественного центра разворачивалась линейно в северном направлении.

Проект 1890 годов.

В начале 1890 годов был выполнен проект урегулирования этой местности (площадью около 3 га), целиком отведевнной под административно-общественные сооружения. К проекту прилагался список сооружений, где было определено функциональное назначение зданий, которые в дудущем организовали своеобразный общественный центр города. Предполагалось построить губернаторский дом, здание Городской думы и управы, реальное училице, мечеть и торговые ряды. Состав зданий был довольно представительный, и застройки обещала быть интересной и выразительной в архитектурном отношении.

Николаевская улица. По первоначальному варианту проекта планировки между крепостной стеной и участками зданий предусматривалась прокладка улицы шириной около 18 м. Ограниченная глухой крепостной стеной с одной стороны и задними фасадами - с другой, при знаительных разностях отметок, улица не могла играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

По новому варианту улица у крепостной стены ликвидировалась и на освободившейся площади намечался широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками владений - переулки шириной по 13 м. В итоге планировка у крепостной стены получилась более удачной. Благодаря созданию сети переулков, с магистали раскрылись виды на выразительную архитектуру крепости. В 1882 году в нижней части этого района предполагалось устроить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошинским.

Прошло несколько лет, и на одном из участков Николаевской улицы появилось первое из намеченных зданий. В 1893 году началась подготовка участка для строительства Джума-мечети, которую предполагали расположить в парке с фонтанами и бассейнами. Бакинские мусульмане хотели создать культурный ансамбль, подражающий известным образам мечетей Стамбула, Тебриза, Исфагана и других городов Востока, где мечети в окружении деревьев, тонких струй фонтанов и прозрачных вод бассейнов составляли живописную архитектурную среду.

5 ноября 1896 года участок, первоначальано отведенный под Джума-мечеть, передан для постройки здания частной женской мусульманской профессиональной школы Г.З.А.Тагиева. Автором проекта и строителем был гражданский инженер И.В.Гославский, запроектировавший здание школы еще в 1896году.Городская Дума

Возведение училища , начатое в 1898 году, уже подходило к концу, когда на Николаевской улице 18 мая 1900 года состоялась закладка здания бакинской Городской думы (тоже по проекту Гославского). Административное здание должно было придать Николаеской улице, находившейся в стадии формирования, большой масштаб.

Между женским училищем и думой 14 мая 1901 года на Николаевской улице было заложено монументальное здание реального училища (гражд. инж. Д.Д.Буйнов). Это здание превосходило по объему все соседние сооружения. Оно расположено на крутом повороте, на подъеме дуги, где размещены основные сооружения магистрали. Строительством реального училища завершалось формирование Николаевской улицы. Ее архитектурный облик определился великолепными сооружениями, создавшими своеобразный хивописный силуэт административно-общественного центра Баку. При движении по это улице, следующей вдоль плавной дуги крепостной стены, постепенно раскрывались все новые и новые картины застройки, воспринимаемые фрагментарно.

Для окончательного завершения застройки Николаевской улицы надо было возвести на свободных участках губернаторский дом и рынок, которые тоже должны были войти в объемно-пространственную структуру улицы.

Еще в начале 1870-х годов был подготовлен проект губернаторского дома. Участок для него выбрали у Каменной пристани. Губернатор А.Колюбакин писал, что "... в этом месте постройка дома, служа хорошим украшением города, будет вполне удобна как входящая с одной стороны на существующую площадку с фотнаном, а с другой .. с море, где свободно к самому дому могут подходить пароходы." Однако власти предложили губернатору отказаться от посторйки дома за казенный счет и впредь нанимать дом у частных лиц.

Постройка рынка, предусмотренного на Николаевской улице, не осуществилась в связи с тем, что к концу 19 века Баку сильно вырос: торговля на тротуарах перед лавками и на улицах около главного базара была запрещена полицией в целях благоустройства. Торговцев поместили на свободной площадке на Николаевской улице, между зданием типографии "Каспий" (пл.им.Сабира) и женской школой. Здесь появился временный базар. Однако управа решила придать ему более привлекательный вид и возвести рынок, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.


Hosted by uCoz